Uer.Varvar.Ru - Психонетика в Киеве, Ленинграде и Москве
Uer.Varvar.Ru - Психонетика в Киеве, Ленинграде и Москве

Психонетика

Неофициальный единый сайт Киева, Ленинграда , Москвы и Ростова-на-Дону

   

 

Галерея. 17 век. Точка могущества на грани Православия и Барокко. Икона и портрет . Священномученик Артемон.

Икона священномученика Артемона. Симон Ушаков (?) 1670-е-1680-е годы. Иконописная мастерская Оружейной палаты. Дерево, левкас темпера

Священномученик Артемон. Симон Ушаков (?) 1670-е-1680-е годы. Иконописная мастерская Оружейной палаты. 122 x 77,4 см. Дерево, левкас темпера. Москва. Собрание протоиерея Владимира.

Отдельное изображение Артемона епископа Лаодикийского (303 г.) на большой храмовой иконе уникально, его создание несомненно связано с особым заказом. Учитывая, что по стилю образ является характерным произведением иконописной мастерской Оружейной палаты, можно утверждать, что его заказчиком был боярин Артемон Сергеевич Матвеев, в семье которого воснитывалась Наталья Кирилловна Нарышкина, вторая супруга царя Алексея Михаиловича и мать Петра I. С именем боярина связано строительство двух храмов, из которых мог происходить публикуемый памятник. Скорее всего, он был создан для усадебного храма А.С.Матвеева — церкви Спаса Нерукотворного на Сетуни (1673—1676), где по имеющимся сведениям имелся подобный образ. Второй храм, где она могла находиться — московская церковь Николы в Столпах (1669). кото()ая была построена на средств боярина, и где он был похоронен после гиболи во время первого Стрелецкого бунта (1682). Икона отличается высоким профессионализмом письма, глубиной и мягкостью образа, тщательностью и тонкостью проработки декоративных деталей. Богатый узор одежд святого воспроизводит орнаментику западноевропейских дорогих тканей, оклад Евангелия повторяет произведения придворных ювелиров последней четверти XVII века. Учитывая, что в иконостасе храма на Сетуни находился образ Спаса Нерукотнорного (собрание Бельчева в Гамбурге), имеющий подпись Симона Ушакова, можно предполагать авторство знаменитого изографа и в публикуемой иконе.

Н.И.Комишко

Из каталога выставки "Иконы из частных собраний. Русская иконопись 14-начало 20 веков". музей имени Андрея Рублёва. 2004.. Стр.178, 237

Яндекс цитирования 

Вверх.