Галерея. 17 век. Точка могущества на грани Православия и Барокко. Икона и портрет . Священномученик Артемон.

Священномученик Артемон. Симон Ушаков (?) 1670-е-1680-е годы. Иконописная мастерская Оружейной палаты. 122 x 77,4 см. Дерево, левкас темпера. Москва. Собрание протоиерея Владимира.
Отдельное изображение Артемона епископа Лаодикийского (303 г.) на
большой храмовой иконе уникально, его создание несомненно связано с
особым заказом. Учитывая, что по стилю образ является характерным произведением иконописной мастерской Оружейной палаты, можно утверждать, что его заказчиком был боярин Артемон Сергеевич Матвеев,
в семье которого воснитывалась Наталья Кирилловна Нарышкина, вторая супруга царя Алексея Михаиловича и мать Петра I. С именем боярина связано строительство двух храмов, из которых мог происходить публикуемый памятник. Скорее всего, он был создан для усадебного храма
А.С.Матвеева — церкви Спаса Нерукотворного на Сетуни
(1673—1676), где по имеющимся сведениям имелся подобный образ.
Второй храм, где она могла находиться — московская церковь Николы в
Столпах (1669). кото()ая была построена на средств боярина, и где он
был похоронен после гиболи во время первого Стрелецкого бунта (1682).
Икона отличается высоким профессионализмом письма, глубиной и мягкостью образа, тщательностью и тонкостью проработки декоративных
деталей. Богатый узор одежд святого воспроизводит орнаментику западноевропейских дорогих тканей, оклад Евангелия повторяет произведения придворных ювелиров последней четверти XVII века. Учитывая,
что в иконостасе храма на Сетуни находился образ Спаса Нерукотнорного (собрание Бельчева в Гамбурге), имеющий подпись Симона Ушакова, можно предполагать авторство знаменитого изографа и в публикуемой иконе.
Н.И.Комишко
Из каталога выставки "Иконы из частных собраний. Русская иконопись 14-начало 20 веков". музей имени Андрея Рублёва. 2004.. Стр.178, 237 |