Парсуна как отражение православной антропологии
"Парсуна - искусство, принципиально и искренне основанное на чрезвычайно высоком отношении к модели, и по своему духовному заряду - глубоко позитивное. Православное
представление о царственном достоинстве человека сочетается в ней с осознанием незаурядного социального статуса изображенной персоны - данного ей высокого служения.
Склад православной души с одним из главных ее качеств -
неосуждением - исключал возможность, да и необходимость, какого-либо критического анализа модели. Взгляд живописца - ясный, целостный, исполненный нелицемерного
пиетета к личности человека. Парсунные образы убедительны, и действительно верится, что Алексей Михайлович, изображенный в «большом наряде» (ГИМ) - мудрый православный государь, отец подданных, что грузинский царевич
Александр (Государственный музей искуссив Тбилиси) - беззаветно храбрый воин, а Л.К. Нарышкин (ГИМ) - мудрый и блистательный царедворец. В парсунных образах есть
особая серьезность, сосредоточенность, внутренняя сила,
иногда даже с оттенком суровости, как будто эти люди живут
по очень высоким бескомпромиссным законам. П.А. Белецкий
отмечал в русских парсунах одну общую тенденцию, которая
получит развитие в XVIII веке - стремление к созданию «образов прежде всего и непременно одухотворенных, во вторую
очередь - индивидуальных по чертам и выражению» (Белецкий П.А. Украинская живопись XVII-XVIII вв. Л., 1981. С. 87) "
Л.Ю. Руднева. О живописной парсуне XVII века и её традициях в XVIII веке. В каталоге выставки "Эпоха парсуны. Русский исторический портрет". Стр 45
|