Uer.Varvar.Ru - Психонетика в Киеве, Ленинграде и Москве
Uer.Varvar.Ru - Психонетика в Киеве, Ленинграде и Москве

Психонетика

Неофициальный единый сайт Киева, Ленинграда , Москвы и Ростова-на-Дону

   

 

Галерея. Русские монастыри. Судьба Вознесенско-Евфимиевского монастыря на реке Сямжа


Когда-то преподобный Евфимий и преподобный Харитон построили монастырь на берегу реки Сямжи.
Прошло более двухсот лет монастырской жизни, полной труда и молитвенного подвига. История Вознесенско-Евфимьевского монастыря, увы, не сохранила для нас других монашеских имен, кроме имен основателей монастыря - преподобного Евфимия и преподобного Харитона Сянжемских. Остальные безымянные ревнители православной веры, подвизавшиеся там, известны лишь Богу. А мы теперь не знаем даже точного числа подвижников той обители, ведь монастырские документы того времени не сохранилось.
Жизнь монастыря осталась невидимой для остального мира.

В 1764 году обитель попала под указ Императрицы Екатерины Великой “О секуляризации церковных и монастырских земель”.

Давайте заглянем в историю, чтобы лучше понять смысл этого Екатерининского указа.

Еще Петр I своим «Духовным регламентом» стремился установить конкретные отношения между государством и Церковью. Мероприятия Петра, касавшиеся монашества и церковных владений, объяснялись его неприязненным отношением к христианской аскезе, и ненавистью ко всякого рода бездеятельности и бесполезности для государственной жизни. Царь считал, что каждый житель России должен приносить государственную пользу, а монастырское делание для государства бесполезно.

Государственная власть, не оставила без внимания и внутренний монастырский быт. В «Прибавлении к Духовному регламенту» сказано, что настоятели должны избираться братией. Также там было требование, чтобы монастыри жили по общежительному уставу. Запрещено было взимать плату за постриг. После смерти инока все, что находилось в его келье, переходило во владение монастыря или Синода, а монахам запрещалось составлять завещания. Переход из одной обители в другую, что в прежние времена было весьма обычным делом, теперь был строжайше воспрещен. Монаху предоставлялась возможность только раз за всю жизнь совершить такой переход, и то лишь с письменного разрешения настоятеля. Епархиальные архиереи обязаны были заботиться о том, чтобы распоряжение это неукоснительно соблюдалось. Настоятелям вменялось в обязанность вести учет братии и отвечать за побеги монахов, беглые монахи после задержания заковывались в кандалы. Выход из монастыря допускался лишь с дозволения настоятеля и на непродолжительное время. Жизнь в монастыре не должна была подвергаться расстройству из-за посещения знакомых или родственников иноков. Монахам разрешалось всего четырежды в год посещать своих родственников, но каждый раз с дозволения настоятеля; монахиням же запрещалось и это, лишь в сопровождении пожилых и надежных инокинь могли они посещать своих родственников, и то только в случае чьей-либо болезни или смерти. Чтобы лишить монахов возможности составлять челобитья и всякие вообще сочинения оппозиционного характера, им было строжайше запрещено держать в кельях писчую бумагу, чернила и перья.

В 1720 г. монастырские власти получили приказ все находившиеся в обителях жалованные и несудимые грамоты и другие «курьезные бумаги» в этом роде без промедления отослать в Монастырский приказ и впредь не хранить в монастырях. Благодаря этой мере Монастырский приказ получил важную документацию по монастырским владениям: до этого в Приказе постоянно не хватало документов и не удавалось составить отчетливое представление о монастырском хозяйстве, что доказывает перепись крестьянских дворов, проведенная в 1701 г., когда некоторые епархии вообще не представили никаких сведений.
Это распоряжение было тесно связано с вопросом о подсудности монастырей, монастырских владений и проживавших в них лиц. С восстановлением Монастырского приказа приговоры Собора 1667 г. не были официально аннулированы, потому что отменить их мог только новый соборный приговор, а просто потеряли силу вследствие правительственных распоряжений. Это было не что иное, как восстановление в вопросе о подсудности духовенства и церковных владений правовых норм, установленных Уложением 1649 г.
Еще до 1701 г. на многих политических процессах, особенно в связи со стрелецкими бунтами 1682 и 1698 гг., духовные лица и монахи подвергались допросам и осуждались без участия в судебном разбирательстве представителей Церкви, что нарушало постановление 1667 г.
Монастырский приказ часто вершил судебные дела без представителей Церкви, руками судей мирского чина. Кроме того, многие процессы велись даже и не в Монастырском, а в Преображенском приказе — своего рода личной канцелярии царя.

После смерти Петра Первого правительственные указы, касавшиеся монашества, оказались даже более крутыми, особенно при императрице Анне. При Екатерине I тоже в первую очередь были подтверждены многочисленные указы Петра. Например, было приказано лишать монашеского звания, предавать светскому суду и подвергать публичному наказанию плетьми монахов, бежавших из своих монастырей; было также приказано рассылать по монастырям больных, инвалидов войны, душевнобольных и даже осужденных преступников (колодников); пострижение в монахи разрешалось лишь вдовым священникам, остальные должны были ходатайствовать о разрешении на постриг перед Синодом. Заново был издан прежде не имевший успеха указ о направлении юных иноков в школу при Заиконоспасском монастыре. На самом деле этот указ уже не имел смысла, ибо после всех проведенных ранее мероприятий в монастырях просто не осталось юных послушников

Церковную политику Екатерины лучше всего можно охарактеризовать ее собственным замечанием, сделанным еще до восшествия на престол: «Respecter la religion, mais ne la faire entrer pour rien dans les affaires d'Etat» (Уважать веру, но никак не давать ей влияния на государственные дела).

Долгий период реформ оттеснил монашество на задний план бытия.
В результате такой политики, которая скорее разрушала, чем созидала монастырский быт, монашество находилось в плачевном состоянии. А по первой половине XVIII столетия сохранилось так мало материалов, что почти невозможно составить реальное представление о внутренней жизни монастырей того времени..

Таким образом, секуляризация монашеских земель стала логическим продолжением государственной деятельности нескольких русских монархов. Монастырские владения стали источником, из которого правительство черпало ресурсы, когда нуждалось в деньгах. Поскольку хозяйство России, в основном из-за расходов, связанных с проведением петровских реформ, а в последующие десятилетия также вследствие плохого управления, постоянно переживало финансовые трудности, правительство то и дело запускало руку в доходы от монастырских и церковных владений. Это было настоящим ограблением.

Святейший Синод не раз обсуждал вопрос о монастырях, но не предпринял ничего, чтобы поднять уровень монастырской жизни. Похоже, что Святейший Синод и вообще русская церковная иерархия синодальной эпохи были удовлетворены состоянием православных монастырей.

Итак, в 1764 году земли Вознесенско-Евфимиевского монастыря на р. Сянжемке, находившийся в Кадшковском уезде, были конфискованы государством.
На тот момент монастырь владел 530 душами мужеского пола, и хотя не считался богатым, но и не бедствовал.
После закрытия обитель стала существовать как православный приход.
Летний храм в честь Вознесения Христова был расписан фресками о Земной Жизни Христа.
В 1792 году вместо ветхой каменной Покровской церкви построили новый зимний храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
В 19 веке значились при церкви две школы – грамоты и земская.
Еще была часовня в ста метрах от озера. Часовню эту когда-то поставил сам преподобный Евфимий Сямженский возле святого источника.
После революции часовня была сожжена, источник зарос осокой и перестал существовать.

Послереволюционная судьба Евфимиевского прихода оказалась недолгой.
Последний настоятель храма протоирей Николай Грачев, просидевший год в тюрьме и подвергавшийся постоянным допросам и обыскам, умер от язвы в 1936 году. Храм закрыли на ключ. Через два года церковь разрушили, сняли кресты, разбили купола. Колокольню сломали на кирпичи, кирпичи увезли на стройку в Сямжу. Кресты, колокола – все сняли и увезли.
Потом в деревне Подмонастырек (по другим источникам она назвалась Поповка) на месте закрытого храма, в том же самом помещении появился завод по производству крахмала, патоки и изготовлению варений из брусники и клюквы. Завод работал до 1957 года.
Когда-то домов в деревне было немало, они были огромными, северного типа, многим было больше 100 лет. После революции возле храмов осталось лишь пять домов, да и эти дома потом перевезли в соседние деревни. Целыми семьями люди покидали это место, хотя оно было удобным для жизни: рыболовство, охота, земледелие. На противоположном от монастыря берегу до сих пор сохранилось деревенское кладбище. Лишь безымянные могилы остались от деревни возле бывшего Евфимиевского монастыря. Да еще остались там развалины двух храмов – летнего храма Вознесения Господня, с исчезающими фресками на стенах и куполе, и зимнего храма Покрова Божьей Матери, где до сих пор почивают под спудом мощи преподобных Евфимия и Харитона.
А место то называют теперь Евфимиевым погостом.

Вот такая история святого места, такая история России.

Источник: http://kaplja.livejournal.com/356385.html

Вознесенско-Евфимиевский монастырь в 2007 году 1

Вознесенско-Евфимиевский монастырь в 2007 году 2

Преподобные Евфимий и Харитон игумены Сянжемские


Поскольку главной целью нашей поездки было поклонение мощам святых преподобных Евфимия и Харитона Сямженских, хочу рассказать вам про них.
А то тут выяснилось, что даже не все священники знают кто это такие, и только тропарь известен, а кондака почему-то нет.
Текст службы этим святым, по слухам, существует в каких-то архивах в Питере. Но пока его не добыли. ( И что совсем уж удивительно, в интернете не нашлось ни одной иконы св. прп. Евфимия и Харитона Сямженских.
Но это недоразумение как раз поправимо. )



Преподобные Евфимий и Харитон игумены Сянжемские. Икона Воскресенского храма в селе Сямжа.

Икона Воскресенского храма в селе Сямжа.


Итак, в центре Вологодской области расположен Сямженский район. Свое название он получил от реки Сямжены. Название это переводится с угрофинского наречия как «мох», «вяжа» - вода - «болотная вода». Что удивительно, буквы "м" и "н" в этом названии поменялись местами. Когда-то река называлась Сянжема. А еще раньше - Сяйжена. Там действительно много болот, и есть совершенно непроходимые места.
В 15 веке началось освоение Сямженского края Московским государством. Село Сямжа образовалось из нескольких деревень, расположенных на пересечении архангельского тракта и реки Сямжены.
А в 1420 году, в первые века христианизации Русского Севера, на берегу реки Сямжены, близ озера Шиченское, монахом Евфимием был основан православный монастырь.
Вознесенско-Евфимьевский монастырь занимает особое место в истории края, поскольку его первыми настоятелями были святые преподобные Евфимий и Харитон Сямженские, причисленые к лику Святых всей Руси еще в 16 веке.
О жизни святых подвижников сохранилось не много сведений. Преподобный Евфимий был уроженцем Вологды. Монашеский постриг он принял недалеко от родного города, в Спасском Каменском монастыре на Кубенском озере . Эта древняя обитель была, начиная с XII века, духовным очагом Православия на Севере и в течение нескольких веков подготовила многочисленных подвижников и будущих основателей монастырей.
Инок Евфимий провел много времени в монастырских послушаниях. Но душа его стремилась к отшельнической жизни. Он оставил обитель и перешел на восточный берег Кубенского озера, в пустыньку близ устья реки Кушты. Своими руками он построил маленькую келлию и жил в полном уединении, окруженный непроходимыми болотами и густым лесом. Здесь подвижника навестил его собрат по монастырю преподобный инок Александр , также оставивший обитель для уединенных подвигов на реке Сянжеме.

Собор Вологодских святых, икона Ильинско-Засодимской церкви на Ильинском погосте в 3 километрах от г.Кадников


Собор Вологодских святых, икона Ильинско-Засодимской церкви на Ильинском погосте в 3 километрах от г.Кадников

Святой преподобный Александр Куштский. Фрагмент иконы Собор Вологодских святых


Святой преподобный Александр Куштский. Фрагмент иконы Собор Вологодских святых

Совершенная безлюдность этого места пришлась по сердцу преподобному Александру, и он предложил обменяться келлиями. И хотя преподобному Евфимию не хотелось покидать это место, он воспринял просьбу Александра как указание Божие и согласился, оставив свой крест в благословение иноку Александру, впоследствии прославившемуся духовными подвигами. Поселившись на реке Сянжеме (в 120 верстах от Вологды) в келлии преподобного Александра, инок Евфимий продолжал свои подвижнические труды непрестанной молитвы и поста. Но вскоре его уединение было нарушено.
Жители окрестных селений, нуждавшиеся в отеческих советах, устремились к отшельнику. Преподобный Евфимий, полагаясь на Промысл Божий и не смущаясь нарушением своего безмолвия, всех принимал, никому не отказывая в духовной беседе. Однажды к нему пришел инок Харитон, будущий продолжатель дела преподобного Евфимия. Юноша, искавший наставника в духовном делании, пришелся по душе преподобному, который предложил ему остаться на Сянжеме для совместного несения подвижнических трудов. Вскоре они решили воздвигнуть храм и при нем основать обитель. Чтобы получить благословение на это устроение, инок Евфимий отправился в Ростов, где, вероятно, и был рукоположен во пресвитера и одновременно назначен игуменом новой обители. Построенный вскоре храм был освящен в честь Вознесения Господня.
Став игуменом, преподобный Евфимий выполнял самые тяжелые работы по монастырю, служа примером для братии. Вместе со своим верным учеником преподобным Харитоном, старавшимся во всем подражать своему духовному отцу, он работал в огороде, рубил дрова, копал землю, носил воду, с радостью выполняя все то, чего не хотели делать другие. Выполняя монастырские послушания, он не переставал хвалить Господа, распевая псалмы пророка Давида.
Даже пищей преподобный Евфимий питался такой, которая казалась братии негодной. Величайшим терпением и смирением преподобный стяжал дар молитвы.
Точная дата кончины преподобного Евфимия неизвестна; вероятно это случилось в начале второй половины XV века, но не позднее 1465 года.
Предчувствуя завершение земной жизни, преподобный Евфимий передал управление монастырем преподобному Харитону, который был достойным преемником своего учителя и друга. Более 40 лет игуменствовал преподобный Харитон в Вознесенском монастыре на Сянжеме, продолжал труды своего наставника, старался во всем ему подражать и, украшенный светолепными сединами, почил о Господе 11 апреля 1509 года.



Преподобные Евфимий и Харитон игумены Сянжемские. Икона Ильинско-Засодимской церкви на Ильинском погосте в 3 километрах от г.Кадников


Икона Ильинско-Засодимской церкви на Ильинском погосте в 3 километрах от г.Кадников



Слово о явлении мощей принадлежит епископу Вологодскому Иоасафу.
В Иконописном подлиннике дано описание ликов святых:
"Преподобные отцы наши Евфимий и Харитон игумены, иже на Сяйжене (Сянжеме) Вологодские чудотворцы. Евфимий подобием надсед, брада аки Власиева, на конец раздвоилась, ризы преподобнические, схима на плечах. Харитон подобием надсед изчерна, брада шире и доле Сергиевы, ризы преподобнические и схима на плечах".

День преставления 11 апреля / 8 ноября
День памяти: 20 января / 2 февраля
День памяти: 15 / 28 октября

Тропарь, Глас 1
Пустынное и безмолвное житие ваше постнически препроводивше, / Христов бо крест на рамо вземше / и Того стопам усердно последовавше, / на невидимаго врага мужески ополчистеся, и того козни сокрушисте, / молитвами и слезами, чистотою Богови приближившеся, / преподобнии отцы наши Евфимие и Харитоне. / Яко солнце, осияваете светозарными лучами чудес ваших, / всех нас спасите с верою призывающих вас / и творящих честную вашу память, / и, яко имущии дерзновение ко Спасу, / мир мирови испросите и спастися душам нашим.


Читать и смотреть дальше:
Судьба Вознесенско-Евфимиевского монастыря на реке Сямжа
Фрески летнего храма Вознесения Христова
Молебен в зимнем храме Покрова Божьей Матери.

Источник: http://kaplja.livejournal.com/356309.html

Преподобные Евфимий и Харитон игумены Сянжемские. Икона принадлежавшая священнику Николаю Дмитриевичу Грачову - последнему настоятелю Евфимиевского прихода

Преподобные Евфимий и Харитон игумены Сянжемские. Икона принадлежавшая священнику Николаю Дмитриевичу Грачову - последнему настоятелю Евфимиевского прихода

Источник: http://kaplja.livejournal.com/357252.html

Яндекс цитирования 

Вверх.